Фильм “Только три ночи” (1969)


Рецензия на фильм:

Фильм про деревню и любовь "Только три ночи"Недавно выходила статья о «полочном кинематографе» — фильмах, которые начальство в разное время — начиная с 60-х годов и до середины 80-х прошлого века, к зрителю не пускало. А чего именно испугались наши «пайковые»? Иногда это даже интриговало. Загадка — и все тут. То есть, конечно же, не было загадки, почему замуровали «Комиссара», «Проверку на дорогах», «Тугой узел», «Тему».

Но отчего припрятали от народа (задумайтесь!)… «Историю Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж»? А? Очень ведь интересно! Отчего — «Короткие встречи»? «Долгие проводы»? Теперь, посмотрев старую картину Гавриила Егиазарова, которая за три показанных на экране дня и столько же ночей загремела на «полку» на двадцать лет (снята она в 1969-м), лишний раз убеждаешься: отсекалось попросту все разнообразное, нестереотипное, непривычное. Неважно, что. Bce!

В фильме «Только три ночи» нестандарт в том, что… тут вы, наверное, засмеетесь, но хотя это никак не будет соответствовать чистому, лирическому — ни кадра вранья — настрою картины, не досказать нельзя. Нестандарт в том, что это фильм о любви.
Есть в нем, разумеется, и иные «непривычности». Резкие и сегодня современные слова, как ломают в деревне подлинных хозяев. Скорбь — невысказанная, но ясно ощутимая — по поводу гибели «неперспективных» деревень (тогда их как раз вовсю рубали). Но слова из фильма в конце концов можно было вымарать, и в таком усеченном виде картину пустить. С любовью ничего нельзя было сделать. Фильм обвинили… в пропаганде «буржуазного адюльтера».

Не подумайте чего. В фильме никаких популярных ныне фривольностей. История необычайно целомудренная. Рассказанная с тактом и вкусом. Да и не жене ведь изменяет герой! Напротив, женившись, предав чувства расчету, он изменил подлинной любви — и она свое берет. И не губит она его, а спасает. Но уже то, видно, шокировало чиновников, что человек живет не… (тут припоминайте все, чем живем), а только любовью. Чистой страстью. Сердцем. Порывом. Живем по правде чувств. И это — хорошо, утверждают авторы. Высокая страсть — главное, что у человека есть и ради чего быть стоит.

И еще: любовь освобождает! Героиня любит — и свободна. Герой боится — что подумают люди. Несвободен. Не любит? Даже если так, не ее жаль — его. Не она дура — он дурак. Вот когда не грех сказать: один раз живем. Один! Стыдитесь жить жалко!.. Потрясающе тонкая работа Нины Гуляевой. Невероятно, но факт: народной артистки (по званию!) нет в кинословаре. Кино не сделало ее народной. Не играла. Один театр. А выйди фильм вовремя — была бы новая кинозвезда. Много у нас кинозвезд. То-то. Олег Ефремов, Николай Гринько тут в эпизодах. Но каких! Возможно, не было у Ефремова лучшей «мужицкой» роли. Возможно, не было у известного, умершего недавно режиссера Егиазарова лучшей картины, чем эта.

Короче, если вы спросите, прижав толпой к стенке в темном углу: а смотреть-то что? Ответить можно как на духу — эту картину посмотреть надо.


Смотреть фильм на Ютубе

Поделитесь с друзьями ссылкой на фильм


Добавьте комментарий

Ваш адрес электронной почты не будет опубликован.