Фильм “Тихий дон” (1957)

Тихий дон. Фильм 1957

«Тихий дон» — советский трёхсерийный драматический художественный фильм-эпопея, снятый в 1957—1958 годах режиссёром Сергеем Герасимовым по одноимённому роману Михаила Шолохова.

Фильм рассказывает о сломанных Первой мировой войной (1914—1918), Октябрьской революцией 1917 года и Гражданской войной в России (1917—1922) судьбах людей, о крушении устоев и идеалов донского казачества России в начале XX века, о личной трагедии главного героя — Григория Мелехова.

Премьера первых двух серий фильма состоялась 26 октября 1957 года в московском кинотеатре «Ударник»

Тихий Дон (2015) смотрите онлайн все серии подряд

Смотрите онлайн все серии подряд


Сюжет фильма

Сюжет 1 серии

Фильм "Тихий Дон" первая серияВ хуторе Татарском казаки собирались в майские лагеря.

Молодой хуторской казак Григорий Мелехов влюблён в замужнюю казачку Аксинью Астахову и та отвечает ему взаимностью, однако окружающие против такого постыдного союза. Ситуация обостряется после возвращения с военных сборов мужа Аксиньи, который наносит своей жене побои.

Тем временем за Григория Мелехова сватают Наталью Коршунову и играют свадьбу, но семейная жизнь молодожёнов не складывается. Тем временем на хутор приезжает некий Штокман, который рассказывает о том, что «казаки произошли от русских». Один из казаков рассказывает историю, как в Петербурге над ними подшутили студенты, подарив портрет Карла Маркса и выдав его за деда одного из них. Григорий с Аксиньей сбегают из своих семей и батрачат в имении Ягодном генерала Листницкого. У Аксиньи рождается ребёнок, но Григорий сомневается в том, кто его отец.

В 1914 году Григория забирают на службу, а Штокмана арестовывают за принадлежность к РСДРП. Приходит весть о начале войны, и казаки отправляются на фронт по железной дороге в вагонах с белыми двуглавыми орлами. В первом же бою с австрийцами

Григорий пикой и шашкой убивает двоих солдат противника. Аксинья теряет своего ребенка, но её утешает неравнодушный сын генерала Евгений. Григорий оказывается в госпитале на больничной койке с перевязанной головой. Получив георгиевский крест, Григорий возвращается домой, но он узнаёт, что Аксинья ему была неверна. В порыве ревности он избивает нагайкой генеральского сына и Аксинью, после чего возвращается к отцу и жене Наталье.

Сюжет 2 серии

Смотреть фильм Тихий Дон все серии1916 год. Русские офицеры в землянке под отдалённый грохот канонады играют в карты и обсуждают войну. Солдаты читают антивоенную листовку. Во время очередной атаки немцы применяют отравляющие газы. При отступлении Григорий спасает мужа Аксиньи. На собрании станичников объявляют о низложении Императора Всероссийского Николая II и переходе власти Временному комитету Государственной думы.

В среде казаков возникает раздор. Есаул Калмыков ратует присоединиться к Корнилову и навести порядок, а хорунжий Бунчук желает защитить революцию и не допустить братоубийственной войны. Калмыкова разоружают, и Бунчук убивает есаула.

Григорий Мелехов оказывается в полном зале с портретами Карла Маркса и красными знамёнами, где обсуждается борьба с Калединым. Однако казаки спорят о том, должны ли они поддержать большевиков или они могут справиться своими силами. «Красные» казаки Подтёлкова сражаются с «белыми» казаками Чернецова. «Белые» проигрывают, и Подтёлков рубит шашкой пленного Чернецова.

Григорий приезжает к отцу и раздаёт подарки, но и здесь у казаков нет единства. Сам он «за Советскую власть», но отец его против «Вонючей Руси» и иногородних. Власть меняется, и Григорий Мелехов при погонах и царских орденах наблюдает казнь «красных» казаков, припоминая Подтёлкову расправу над казаками Чернецова. Большевик Штокман требует ареста Григория, но тот успевает сбежать. «Красные» захватывают в плен и расстреливают Петра, брата Григория, а сам Григорий во главе сотни казаков рубит в атаке революционных матросов. Однако рассудок его мутится от кровавой мясорубки.

Сюжет 3 серии

Сюжет 3 серииГригорий на хуторе Татарском на фоне цветущих деревьев слышит причитания своей жены Натальи. На водопое у реки он встречает Аксинью с вёдрами и признаётся, что не может выбросить её из сердца.

Тем временем на митинге красноармейцы убивают большевика Штокмана.

В другой сцене вдова Петра Мелехова Дарья убивает пленного односельчанина из «красных», который ранее участвовал в убийстве её мужа. Впоследствии за этот акт возмездия она получает поощрение от командования белогвардейцев в присутствии британского офицера.

Наталья Мелехова умирает от неудачного аборта («не хочу больше родить от Григория»), а Григорий пьёт коньяк в штабе «белой» Донской армии в Балашове (1919 год).

Тем временем топится в реке вдова Петра Мелехова Дарья. При отступлении «белых» Григорий забирает с собой Аксинью, но та зимней порой заболевает, и он вынужден оставить её на попечение в одной крестьянской семье.

Весну 1920 года Григорий встречает в Новороссийске, где происходит эвакуация «белых» на пароходе. На хуторе Татарском продолжается жизнь, однако мать Петра Мелехова не может простить соседа Мишку Кошевого, который убил её сына, но «красный» казак парирует, что на войне все «душегубы», в том числе и Григорий Мелехов.

На хутор приезжает раненый (с ампутированной правой рукой) казак Прошка, который рассказывает выздоровевшей Аксинье, что Григорий в Новороссийске вступил в Первую конную армию Будённого и командует эскадроном.

Младшая сестра Григория Дуняша влюбляется в Мишку Кошевого, который убил её брата Петра. Приезжает Григорий Мелехов. Дуняша предупреждает, что Григория пришли арестовывать, и он бежит с хутора. Наткнувшись на антисоветских повстанцев, Григорий уходит и от них. Он пытается уйти вместе с Аксиньей на Кубань, но пуля, выпущенная со стороны конного разъезда, убивает Аксинью. Бросив в реку оружие, Григорий возвращается в родной хутор и обнимает своего сына Мишатку (от Натальи).


Актеры снявшиеся в фильме


Съёмочная группа


  • Режиссёр: Сергей Герасимов
  • Сценарий: Сергей Герасимов
  • Оператор: Владимир Рапопорт
  • 2-й режиссёр: Генрих Оганесян
  • Художник: Борис Дуленков
  • Директор картины: Яков Светозаров
  • Зам. директора картины: Аркадий Кушлянский

Как снимали фильм “Тихий Дон”

Съемки фильма «Тихий Дон». в хуторе Диченском 1956-1957г. Режиссер Герасимов

Михаил Шолохов написал Роман с большой буквы, который отражает целую эпоху нашей истории, истории страны. В нем раскрываются многие проблемы, задается много вопросов и дается ответов. Главным героем здесь выступает сама жизнь, которая поссорила народ, отправила братьев по разные стороны баррикад, принесла смерть и горе в семьи и затуманила головы людей.

И надо отдать должное Сергею Герасимову, который подошел к работе очень ответственно.

Аксинью искали долго. Очень долго. Даже писали председателям колхозов в казачьих селах: посмотрите подходящую женщину среди местных жителей.

В Москву приходили очень серьезные ответы:

«Получив ваше письмо, мы снова перечитали „ Тихий Дон (1957) “. К сожалению, ничем не можем вам помочь, так как ни у нас в колхозе, ни в окрестных хуторах подходящей Аксиньи нет».

Петру Глебову было уже за сорок, а достойных ролей он все так и не сыграл. Как-то его коллега по театру Станиславского уходил на пробы в «Тихом Доне», и Петр Петрович его попросил: ты бы меня пристроил хотя бы в массовку. Именно среди массовки его вдруг увидел Сергей Герасимов.

Гримируют актера Петра Глебова

Гример была удивлена: лицо этого актера было совсем не похоже на тот образ, который они до этого искали. Между делом режиссер немного расспросил Петра Глебова о его жизни. И выяснилось, что он в детстве жил в деревне, где пахал, косил, на лошадях скакал, до 15 лет гулял босиком.

Герасимов решил, что это и есть его Мелехов. Из-за Глебова он даже отказал своему любимому ученику Сергею Фёдоровичу Бондарчуку, который тогда уже был известным актером.

Но режиссер оказался в меньшинстве. Глебова долго не утверждали, и тогда Герасимов потребовал созвать все руководство Студии имени Горького, перед которым заявил:

«Я прошу наконец принять решение и прекратить всякие происки против Глебова! Я отвечаю за картину, и я вижу в нем то, что для меня ценно и дорого».

В тот день директор картины догнал Глебова в студийном коридоре и сказал: «Ну что! Ты выиграл по трамвайному билету сто тысяч! Утвердили!» Но последнее слово оставалось за Шолоховым. Увидев на экране Глебова, Михаил Александрович прокомментировал на весь зал: «Он. Он живой и есть».

Сыграть Аксинью — для Элины Быстрицкой это была мечта всей жизни. Она решила рискнуть и позвонила Герасимову. Он пригласил ее на встречу и дал прочитать небольшой фрагмент из книги Шолохова. Быстрицкая взглянула на отрывок и похолодела: еще в студенчестве именно этот текст ей не давался, она его пыталась исполнить в институте и провалилась. Прошло две недели, прежде чем ее снова вызвали на пробы. Все это время она думала, что Герасимов ее забраковал, а режиссер наоборот был убежден, что наконец-то повстречался с по-настоящему серьезной актрисой.

А вот Дарью Шолохов забраковал, и ассистенты режиссера заново искали подходящую кандидатуру на эту роль, пока не нашли Людмилу Хитяеву. Ее знали на студии Горького, потому что здесь у нее был дебют в картине «Екатерина Воронина». Уже пройдя пробы, Людмила Ивановна написала заявление, что не сможет утонуть, как требует того сценарий «ввиду отсутствия способностей и страха перед водой». Оказалось, что, живя на Волге, в детстве она трижды чуть не погибла в этой реке. Прочитав заявление, режиссер отшутился: «Не волнуйся, утопим как следует». Эпизод гибели Дарьи снимался тринадцать раз, пока Герасимов не добился максимального правдоподобия.

После утверждения актеров, режиссер собрал съемочную группу и объявил: «Мы начинаем работу над „Тихим Доном“, и вам предстоит стать другими людьми». Он предупредил мужчин, чтобы подготовили свои руки — они должны стать похожими на руки людей, работающих на земле. Такой же совет дал и актрисам: “Стирайте побольше, чистите посуду, скоблите полы, наведите порядок дома. У себя все сделаете — соседям помогите”.

Местные казачки учили Быстрицкую ходить с коромыслом. «Чтобы и воду не расплескать, и мужиков с ума свести, воду нужно носить бедрами, тогда, — как они говорили, — казаки будут пялиться и глаза сломают!» И Элина Авраамовна была хорошей ученицей. Каждый день с пяти утра она выходила во двор с коромыслом на плечах.

Потом все актрисы выдвигались на речку, где руками стирали, полоскали белье, чтобы делать это легко, как настоящие казачки. И перед некоторыми сценами уже во время съемок Герасимов заставлял их сначала перестирать гору белья, а потом отказывался пудрить лицо, чтобы все было правдоподобно.

А однажды на съемочной площадке появился хор казаков-пенсионеров. Оказалось, режиссер специально пригласил людей, которые еще помнили времена, описанные в «Тихом Доне». Они стали настоящими учителями: как должно сидеть платье, как танцевать, как петь, как ходить по улице, как говорить, сохраняя местный диалект. Актеры вслушивались в их интонации, подражали их мимике. Сергей Герасимов всегда говорил, что Тихий Дон снял не он, а именно эти люди, настоящие казаки, сохранившие воспоминания о патриархальном казачьем образе жизни.

В казачью среду как родной вписался Петр Глебов. Он с местными жителями охотился, рыбачил, ходил на сенокос, а вечером во время ужина пел задушевные песни, отправлялся в ночное катание на лошадях. И вскоре его уже нельзя было отличить от настоящих донских казаков. Местные жители о нем говорили: наш станичник, и приняли сначала его, а потом его роль безоговорочно.

Местные жители очень серьезно подошли к тому, что снимается фильм о казачьей жизни. Они пооткрывали свои сундуки, пропахшие нафталином, достали свои старые костюмы и платья, украшения. И всем этим разрешали пользоваться во время съемок. Даже предметы утвари отдавали, те предметы обихода, которые не сможет достоверно воспроизвести ни один художник. А эти детали, которые наполняли фильм атмосферой, были очень важны для режиссера. Ведь сколько, например, рассказала о характере и судьбе Пантелея Мелехова одна лишь серьга в левом ухе.

Когда снимали встречу Натальи и Аксиньи, Герасимов все забраковал из-за того, что Наталья выглядела очень опрятно. А ведь дорога, которую она по сюжету должна была проделать ради этой встречи, довольно длинная и грязная! И юбку Натальи специально запылили, задекорировали как бы приставшим репейником, и только тогда все стало выглядеть по-настоящему.

А когда снимали кадры скачущей конницы, обошлись без настоящего коня. К автомобилю приделали деревянную конструкцию, которая повторяла спину лошади. В кузове машины находился оператор Владимир Рапопорт, а его помощницу с облегченной камерой привязывали веревкой к крылу переднего колеса и ехали со скоростью 60-70 км в час. Это дало возможность показать лицо Мелехова в бою на фоне других всадников и бойцов.

У такой масштабной картины было несколько премьер. Первым зрителем, естественно, был Шолохов. Осенью 1957 года он приехал в маленький просмотровый зал киностудии имени Горького, сел на второй ряд и тут же задымил сигаретой, хотя курить в кинозале не разрешалось. Ну кто сделает замечание классику? Киногруппа разместилась у него за спиной. И вот показ закончился, все смотрели на его спину и на гору окурков в пепельнице, а вот понравилось или нет — было непонятно. И когда Михаил Александрович развернул лицо, оказалось, что его глаза были заплаканы.

Потом был показ для зрителей. Группа представила картину со сцены и перешла на балкон в кинозале, на котором все увидели актрису Нонну Мордюкову. Она-то не знала, что съемочная группа придет именно сюда, наоборот, хотела, чтобы ее никто не заметил. Ведь она, донская казачка, была уверена, что Герасимов пригласит на роль Аксиньи ее, свою ученицу. Но роль досталась Быстрицкой. До конца жизни Нонна Викторовна считала это несправедливым, а вот фильм ее захватил, и когда она смотрела его первый раз, отступили все обиды.

Но самую весомую оценку должны были дать сами казаки. Если бы они не приняли картину — вся работа оказалось бы просто напрасными усилиями. И вот настал день, когда привезли последнюю третью серию. Слух об этом быстро разошелся по Дону. Казаки ехали верхом, плыли на лодках, чтобы посмотреть фильм. Его крутили без остановок трое суток подряд в маленьком клубе рядом с домом Шолохова. В один из показов многие заметили в кинозале женщину в годах, одетую в казачье платье, которую привел на показ сам писатель. Сразу после финальных титров она незаметно покинула зал. Казаки шептались, что это и была та самая настоящая Аксинья, с которой автор «Тихого Дона» написал этот образ.

Чуть позже Элина Быстрицкая получила письмо за подписью тридцати старейших казаков Дона с просьбой сменить фамилию Быстрицкая на Донская. Она была удостоена звания полковника казачьих войск, а Петру Глебову командование Войска Донского присвоило звание почетного генерал-майора с правом ношения формы и оружия.

Источник: Александр Казакевич

В своих воспоминаниях С. А. Герасимов пишет:

«Мы выбрались на места событий — на Дон и Северский Донец. Выстроили там, на хуторе Диченском, дома Мелеховых, Астаховых, Коршуновых, Кошевых, хуторскую церковь. Тут же неподалеку поставили усадьбу Листницкого. И пошла казачья жизнь!».

В съемках фильма — в массовых и групповых сценах, а также в исполнении казачьих песен активно участвовали каменчане, жители близлежащих станиц и хуторов. Роль Мишки Мелехова сыграл четырехлетний Юрий Дурнев, сын слесаря завода искусственного волокна. Роль повзрослевшего Мишатки исполнил восьмилетний Валерий Мелихов, сын работницы химкомбината «России». А в роли Полюшки Мелеховой снялась Таня Чуркина.

На площади Труда, у церкви снимались проводы казаков на фронт ,в 1914 году, идущих в атаку казаков районе переулка Красноармейского, наступление немцев — за Старой Станицей, рубку матросов — в роще на берегу Донца, эпизод, где Григорий убил первого немца, — в районе старого рынка, расстрел Петра, смерть Ак­синьи — в Дубовой балке.

Специально для съемок была сформирована посто­янная казачья полусотня. Лошадей вы­делили колхозы.

Консультантом кар­тины был почетный гражданин г. Ка­менска, один из героев шолоховско­го романа С. И. Кудинов.

Семен Ива­нович позже вспоминал:

«Режиссеры и артисты часто обращались ко мне с самыми различными, подчас доволь­но каверзными, вопросами: как выгля­дел такой-то герой, как по-казачьи зву­чит та или иная фраза, как принято у казаков выполнять ту или иную рабо­ту? Вместе с работниками студии под­бирал костюмы, предметы домашней казачьей утвари, выбирал места для съемок».

С ролью члена Донревкома С. И. Кудинова справился рабочий стройуправления Петр Кибалов. Са­мого Кудинова С. А. Герасимов запе­чатлел в роли железнодорожника. Ак­тер Петр Глебов, сыгравший роль Гри­гория Мелехова, впоследствии писал:

«Началась удивительная жизнь на ху­торе Диченском, близ города Камен­ска, в местах исконно казачьих. Я жил на квартире у старой донской казачки тети Веры, растворился среди местно­го люда, приобрел повадки типично донского казака».

Элина Быстрицкая, сыгравшая роль Аксиньи, вспомина­ла:

«Я внимательно присматривалась к хуторским женщинам, искала в их дви­жениях. характерах, речи, облике, по­ступках свою Аксинью. Я заговаривала с ними — сначала застенчиво. Но казач­ки были на редкость добрыми, откры­тыми, советовали искренне и с боль­шой охотой… Старушка, баба Уля, учила меня носить полные ведра на ко­ромысле. Учила садиться на лошадь и ездить верхом».

Источник:
Анатолий Лобода «Весь Каменск»,  «Каменские истории».

Интересные факты о фильме “Тихий Дон (1957)”

В одной из сцен Людмила Хитяева должна была оплакивать своего убитого мужа. И эта сцена у неё никак не получалась. Остановили съёмки. Актриса мучается, спрашивает у местных жителей, как донские женщины совершают этот обряд. Ей что-то подсказывают, но всё без толку. Съёмки пришлось отменить.

Но вдруг на рассвете в дом к Хитяевой пришла местная казачка:

«Бежим скорее, я покажу, как это делается наяву».

По внезапному стечению обстоятельств у них в хуторе умерла баба Шура. Кто такая баба Шура, Хитяева, конечно, не знала, но поехала понаблюдать за ритуалом.

Несколько старушек, склонившись над гробом, причитали-приговаривали. «Что ты стоишь? Присоединяйся», — прошептала Людмиле казачка. И Хитяева тоже стала всхлипывать. На следующий день она блестяще сыграла такую же сцену с первого дубля.

Со съёмками фильма в Каменске связано восстановление одной исторической неточности в романе. Перечисляя участников съезда, автор упоминает  Кудинова, «наш вешенский», не называя имени, но имея в виду Павла Кудинова, будущего командующего Вёшенским восстанием.

Перечисляя состав комитета и переговорщиков с Калединым, автор упоминает Кудинова без имени. Создаётся впечатление, что речь о вёшенском Павле Кудинове. На самом деле это был каменский Кудинов, который поэтому был активно задействован в идеологических мероприятиях, связанных со съёмками фильма, и получил эпизодическую роль машиниста паровоза.

Его историческую роль в фильме исполняет местный самодеятельный артист. Потом в честь каменского Кудинова, до конца оставшегося большевиком, назван один из переулков.

Роль, исполняемая Кудиновым С. И. в фильме (1 серия):
На станциях казачьим эшелонам женщины махали платочками, улыбались, бросали папиросы и сладости. Лишь под Воронежем в вагон, где парился с остальными тридцатью казаками Петро Мелехов, заглянул пьяненький старичок железнодорожник, спросил, поводя тоненьким носиком:

— Едете?
— Садись с нами, дед, — за всех ответил один.
— Милая ты моя… говядинка! — И долго укоризненно качал головой.

В это же время каменские журналисты устроили всесоюзную бучу по поводу одного из участников делегации Подтёлкова, сильно озадачившую Шолохова, который признал ошибку. И здесь решающую роль сыграли показания С. И. Участником делегации Шолохов назвал Ивана Лагутина, впоследствии погибшего вместе с Подтёлковым.

А на самом деле им был Яков Лагутин, колоритно проявивший себя при переговорах. Выжил и опубликовал воспоминания. Из-за этой путаницы их попеременно объявляли то героями, то примазывавшимися. Соответственно и почести.

Награды и признание

  • 1958 — Большая премия «Хрустальный глобус» за создание широкой панорамы жизни народа на МКФ в Карловых Варах (Сергей Герасимов)
  • 1958 — Диплом Гильдии режиссёров США за лучший иностранный фильм (Сергей Герасимов)
  • 1958 — Первая премия фильму на ВКФ (Сергей Герасимов)
  • 1958 — Премия за лучшую режиссуру на ВКФ (Сергей Герасимов)
  • 1958 — Премия актёру на ВКФ (Пётр Глебов)
  • 1958 — Третья премия за операторскую работу на ВКФ (Владимир Рапопорт)
  • 1959 — Диплом на МКФ в Мехико (Сергей Герасимов)

4 версии экранизации “Тихого Дона”

1. Немое кино 1930 года киностудии «Мосфильм», это экранизация первых двух частей романа. Фильм заканчивается сценой, когда Григорий, избив Листницкого, уходит прочь. Аксинья бежит за ним, падает на землю с криками “Гриша, прости! Вернись!”. Режиссёры Преображенская и Правов. Консультантом фильма был сам автор.

Так как экранизация была практически ровесником романа, то данная версия по отражению быта, по костюмам и реквизитам исторически самая достоверная. Озвучка фильма произведена спустя 3 года.

2. «Тихий Дон» Сергея Герасимова 1957—1958 года. Этот трех серийный советский фильм имеет множество премий и наград, по сей день остаётся одним из самых любимых фильмов зрителей.

3. «Тихий Дон» 1990–2006 гг. совместное производство Италии, Великобритании и России. Режиссёры Сергей и Фёдор Бондарчук. Сергей Фёдорович долгое время мечтал экранизировать роман Шолохова, работу над ним он начал ещё в 1986 году, но средств на фильм в СССР не нашлось (началась перестройка и развал советской киноиндустрии).

Тогда Бондарчук вышел на итальянского продюсера Энцо Рисполи, заключив с ним контракт, по которому оригинал фильма снимался на английском языке и все основные роли исполняли иностранные актёры.

По условиям продюсера фильм ориентирован, прежде всего, на западного зрителя из постановки максимально убрали идеологию и проблемы Гражданской войны, там нет батальных сцен в духе Бондарчука. А в основу истории лёг любовный треугольник. Мало того, что пришлось «плясать под дудку» иностранцев, вдобавок Сергей Фёдорович не имел возможности завершить совместную работу.

Когда он поехал на монтаж в Италию, компания объявила о своём банкротстве. Банк-кредитор конфисковал материалы незавершённого фильма.

Уже после смерти Сергея Фёдоровича, его сын пытался решить юридические проблемы с тем, чтобы вернуть фильм отца, и в 2005 году первый канал, при участии Эрнста и Швыдкой, выкупил материалы у итальянской стороны.

Фёдор Бондарчук убирал и доснимал некоторые сцены, производил монтаж и озвучку фильма на русский язык. Картина получилась как лоскутное одеяло, связанное из разных материалов.

4. Экранизация 2014—2015 гг. Сергея Урсуляка. Это самая полная версия романа из 13 серий, приурочена к 110-летию Михаила Шолохова. Получила премию за лучший сериал — «Золотой орёл».

Сравните портреты главных героев

Наталья Коршунова

Пантелей Прокофьевич Мелехов

Аксинья Астахова

Григорий Мелехов

Источники:

  • https://www.ivi.ru/titr/motor/tihiydonikazaki
  • http://kamensk-obzor.ru/video/71-tihiy-don-istoriya-kamenska.html
  • https://www.kino-teatr.ru/kino/movie/sov/7157/annot/


Поделитесь с друзьями ссылкой на фильм


Добавьте комментарий

Ваш адрес электронной почты не будет опубликован.