При упоминании одного лишь названия знаменитой кинолегенды «Вечный зов» перед глазами всплывает время, когда впервые был показан этот сериал. На улицах замирала жизнь, в окнах выключался свет, и появлялось синее свечение от телевизионных экранов. Вся страна, затаив дыхание, наблюдала за жизнью героев. Даже Анатолий Иванов, автор романа, по которому был снят «Вечный зов, каждый вечер с удивлением и восхищением смотрел на своих книжных героев в человеческом воплощении.
Вечный зов:различия между фильмом и книгой
Картина снималась 10 лет, а события, описанные в ней, происходили в течение полувека. В центре сюжета – история семьи Савельевых. Фильм и литературное произведение имеют некоторые различия. С самого начала картины это явно прослеживается.
С русско-японской войны возвращаются Назаров и Инютин. Один потерял ногу, а второй получил пулю в легкое. По сюжету книги с войны приходит только Демьян, и пуля им получена во время Гражданской войны.
Следующим отличием является мотив, послуживший для Полипова причиной связи с охранкой. По книге всему виной была всего лишь ревность (ему нравилась Лиза, которая предпочла Савельева), по фильму же – шантаж Лахновского.
В романе Анну изнасиловал собственный отец.
В телевизионной версии опущены все линии, связанные с семьей Семена Савельева, не упоминается ни его жена Наташа, ни ее отец.
Полина в литературном произведении не приходилась Лахновскому дочерью, а была его любовницей.
Ужасная смерть Якова Алейникова в фильме была представлена иначе. Съемочная группа просто побоялась включать сцену с распиливанием человека. С разрешения Анатолия Иванова этот момент заменили сожжением Якова.
Многие персонажи и их линии либо отсутствуют в фильме, либо сильно сжаты (Козодоева, Филатыч, Кошкин).
Окончание картины тоже не совсем совпадает с замыслом автора книги. По фильму некий партизан в Норвегии это и есть Семен Савельев, по роману же – этот момент так явно не прописан. Савельевы только подозревают, кем был тот партизан.
Ляпы и несоответствия в сериале
Как и в любой другой работе подобного масштаба, в кинолегенде присутствуют ляпы и несоответствия.
Героиня Анна в одной из серий моет пол не вдоль половиц, как положено, а поперек.
Кроме того, все рубашки героев, возвращающихся после тяжелого трудового дня, всегда чистые и выглаженные.
Алейников, арестовав Зубова в 1941 году, отправляет его в штрафбат, однако подобные подразделения появятся только в 1942.
Дед Евсей на протяжении всего фильма живет и здравствует, хотя при нем сменилось уже несколько поколений.
Перед съемками фильма к электрическим столбам привязывали елки, дабы спрятать символы современности и сохранить колорит того времени. При внимательном просмотре первых серий это особенно заметно.
При эмоциональном разговоре с Яковом Панкрат открывает рот, а слов не слышно, но зато понятно по артикуляции, что к чему.
Во время ухода Кирьяна на фронт, на фоне виднеется газопроводная труба.
Часы в некоторых сценах иногда ведут себя странно. В одном и том же эпизоде, с разницей в несколько секунд, они показывают время, как будто прошло несколько часов.
В момент прерывания сева Иваном Савельевым, в кадр попадает нога тракториста в кедах.
Когда Субботин с Кружилиным пьют чай, буфетчица приносит им две чашки и печенье. Через мгновенье на столе уже стоит и вазочка с сахаром.
Кроме возникновения киноляпов, которые зачастую просто вызывают улыбку, в фильме происходили и некоторые накладки, вызванные трагическими событиями.
Реплики Кафтанова были вырезаны из сцены разговора с Кружилиным и вновь вставлены в эпизод разговора с Анной и Иваном в сарае.
Получилось так потому, что к этому времени Ефима Захаровича Копеляна, исполнявшего роль Кафтанова, уже не было в живых. Во время съемок фильма он перенес инфаркт и впоследствии скончался.
Создатели фильма оказались в затруднительной ситуации и были вынуждены пойти на подобный шаг.
Хотя, если честно, простой зритель не особенно замечает киноляпы в «Вечном зове». Прекрасная игра таких знаменитых актеров и трогающий за душу сюжет, в итоге, ставят этот сериал на высокий уровень.